Идея импритинга. Конрад Лоренц и его утята
Зоопсихолог Конрад Лоренц известен своими знаменитыми опытами по импритингу. Согласно концепции импритинга, в определенный короткий период развития молодые животные необычайно чувствительны к неким факторам, что приводит к формированию того или иного типа поведения.
Причем импритинг - запечатлевание, фиксирование, закрепление в памяти — происходит в строго определенный момент развития и не может возникнуть в другой период жизни.
Импритинг — это не просто запоминание некого образа. На основе врезавшихся в память изображений формируется программа поведения.
Первый движущийся предмет, который новорожденные утята видят после рождения, отпечатывается в их памяти как образ матери. В учебники по психологии вошла фотография Конрада Лоренца, за которым идут утята.
Именно он был первым движущимся предметом, которого они увидели сразу после рождения. За счет импритинга именно его образ впечатался в качестве «матери», и утята с удовольствием купались в реке вместе с Лоренцом, ходили за ним по улицам, старались всюду быть с ним, отказываясь при этом следовать за утками.
Импритинг у ребенка и утенка
Хотя импритинг работает в случае ребенка и утенка, у нашего малыша он протекает значительно сложнее и обладает некоторыми особенностями.
1. Символы новой жизни.
Сразу после рождения начинается так называемый критический период, когда ребенок необычайно чувствителен к влиянию окружающего мира. Его мозг стремительно фотографирует предметы и людей, фиксирует события и образы окружающей его жизни.
Эти изображения врезаются, впечатываются в его память и за счет импритинга создаются программы, которые самым удивительным образом будут влиять на его поведение впоследствии. Образы, увиденные в самый первый период жизни, становятся важными символами той жизни, в которую входит ребенок.
Крайне важно, что эти психологические блоки возникают в отведенное им время в раннем детстве и не могут быть созданы в другие периоды жизни.
2. Продолжительность создания программ.
Если у утенка для возникновения импритинга было достаточно мгновений, то у гораздо более сложно устроенного ребенка сбор информации, необходимой для создания психологической программы, занимает значительно большее время и может затягиваться на годы.
Так, на формирование сложнейших программ, определяющих отношение к себе, другим людям и окружающему миру уходят три первых года детской жизни.
3. Создание долгосрочных программ.
Еще одним отличием является то, что импритинг помогает утенку незамедлительно создать образ «матери», сразу отличить «мать» от множества существ, окружающих его. Информация, полученная мозгом, используется сразу.
У нашего ребенка иная ситуация. С одной стороны, после анализа поступившей информации мозг принимает решения, которые определяют сиюминутное поведение ребенка. Кроме того, кропотливо собранная информация будет использована позднее, может быть, через годы в течение всей жизни.
Сегодня психиатры пытаются использовать концепцию импритинга для разгадки влияния раннего жизненного опыта на последующее поведение, возникновение неврозов и некоторых психических заболеваний.
Продолжение следует…
|