В середине прошлого столетия проводилось немало исследований с целью выяснить, как на ребенка действует лишение. Отчасти такие исследования были вызваны тяготами войны, осиротившей многих детей, которые из-за этого росли в приютах, а отчасти деятельностью Дж. С. Боулби (J. S. Bowlbi), составившего в 1951 г. весьма важный отчет для Всемирной организации здравоохранения, в котором он утверждал, что явление, названное им «лишение материнской заботы», может нанести ребенку серьезный, продолжительный социальный и эмоциональный ущерб, ведущий в конечном счете к подростковой преступности и множеству других проблем.
Первоначально представления Боулби о «лишении материнской заботы» были основаны на изучении привязанности животных, и подразумевали, что связь матери с младенцем неповторима и незаменима. Позднее он изменил свой подход, признав ценность других исследований на ту же тему и согласившись, что детская привязанность значительно сложнее, чем считалось поначалу.
Вначале работы Боулби были приняты в штыки, поскольку ситуацию, когда мать занята на работе полный день, он отнес к условиям, способным привести к эмоциональной неполноценности ребенка. Это вызвало в обществе бурные споры, продолжающиеся и по сей день, но одновременно повлекло за собой серьезные исследования, показавшие, что действительно важным, как мы уже поняли, является не количество, а качество взаимного общения, которое получает ребенок. Мать, которая работает полный день и которой ее работа доставляет удовольствие, приходя домой, может обеспечить ребенку такое качественное общение, какого он никогда не дождется от той, что целыми днями сидит дома, умирая от скуки и страдая от нехватки жизненных стимулов.
Близкие, безусловно, самая важная часть жизни ребенка, и когда он их лишается — попадая ли в приют, или при недостатке общения дома, — его личности наносится немалый ущерб. Некоторые исследования, посвященные детям, которым довелось расти без общения с себе подобными, показали, насколько эти дети ограниченны. Но, проводимые снова и снова, эти исследования доказывают также, что, когда такого ребенка находят и помещают в человеческое общество, к людям, которые с ним общаются и проявляют о нем именно человеческую заботу, он «исправляется» и развивается просто на глазах. Насколько он сможет развиться, зависит от качества заботы и общения, но любящая и безопасная среда почти всегда оказывает на таких детей поразительно благотворное влияние.
Немало психологов посвятили себя исследованию детей, испытавших различные виды лишения, в первую очередь лишенных общения с родными и каждодневной нежной заботы, что характерно для детей, выросших в приюте. Такие дети могут отличаться даже физическими недостатками, вроде малорослости, которые являются реакцией на эмоциональный стресс, не говоря уж о некоторой эмоциональной ущербности, которая мешает им формировать отношения с окружающими. Впрочем, психологи установили, что стабильная, любящая семейная среда может устранить многие из этих нарушений у подростков и даже иногда у взрослых.
А вот ставить диагноз, а затем и "лечить" дома поможет
строительная экспертиза
, не дай Бог, что бы "заболел" чей-то дом, но все бывает - строительная независимая экспертиза поможет найти причину "недомогания" здания, а затем и "вылечить" его.
Это не оспоримо. Отношения к ребенку,отношения самих родителеи оказывают огромное влияние на формироввние и характера,и мировосприятия ребенка. И вся ответственность за детеи в первую очередь ложится на родителеи,а уж потом бабушки и дедушки,улица и школа. Ведь не даром говорится:,, что посеешь,то и пожнешь''.
Самое важное в жизни любого ребенка -это внимание и забота взрослых.Если
ребёнок не получает внимания, тепла,ласки-то в жизни ему нечего отдать обществу,кроме той обиды ,боли,ненависти, которую он накопил.