Стратегия родительского долга - помощь в освоении ролей
Одной из важных задач программирования психики ребенка является создание программы подготовки его к жизни. Ее закладка происходит на основе программ «Я», «Другие», «Мир» и связана с формированием у ребенка нескольких важных социальных ролей.
В первые годы жизни ребенка, идет формирование важных социальных ролей, столь необходимых ребенку в дальнейшем. В какой-то степени он начинает использовать их уже в детстве. Однако в полной мере значимость этих программ, ощутится позднее, в подростковом возрасте и в период зрелости.
Можно выделить шесть основных роле, которыми ребенок должен овладеть уже в дошкольном возрасте: «Семьянин», «Коммуникатор», «Робинзон Крузо», «Колумб», «Ученый», «Лидер, босс, руководитель». Подробно они будут рассмотрены далее, в продолжениях данной серии сообщений.
Нормально развивающийся ребенок, родители которого понимают его индивидуальность, его сложности в освоении ролей и помогают ему подготовиться к жизни, уже к 5-7 годам осваивает их.
Родители-«программисты», освоение ролей и многофункциональность
Освоение ролей приспосабливает ребенка к различным аспектам существования. Некоторые роли созвучны природе ребенка, его характеру. Другие чужды ему, и лишь родительское терпение может помочь ребенку овладеть соответствующими навыками.
Часто ребенок блестяще осваивает одну из ролей и с треском проваливает все остальные.
Ребенка с циклотимическим характером природа прекрасно подготовила к жизни. Он успешно осваивает все роли, за исключением роли «Ученый» (он любит гулять больше, чем учить уроки). Но всем остальным детям нужно участие и помощь родителей.
Ребенок с удовольствием осваивает ту роль, которая созвучна его индивидуальности, его характеру. Маленькому эпилептоиду больше всего нравится роль лидера, и он готов руководить всей Вселенной.
Шизоидный ребенок выбирает роль ученого, часто заваливая все остальные.
Малыш-астеник хорош в семье, но даже с этой ролью у него проблемы из-за его постоянного желания поступаться своими интересами.
Истероидному ребенку роль лидера дает возможность быть на виду, однако он ничем особым не может подтвердить свои претензии. Освоению остальных ролей он оказывает мощное сопротивление.
Только усилия родителей, их любовь и их мужество могут помочь ребенку овладеть столь различными навыками. Подготавливая ребенка к реальной жизни, родители делают его многофункциональным, способным выживать в самых различных условиях.
Подведем итоги:
-
Кто знает, как изменится мир к тому моменту, когда наши дети подрастут...
-
Они могут оказаться в самых различных жизненных ситуациях, где им понадобятся новые навыки и новые роли.
-
Помогая ребенку овладеть различными ролями, родители расширяют диапазон условий, к которым он может приспособиться в будущем.
|